№ 6. (28.03.2002) О чем смеются поэты?

Наверное, вы заметили, что русскую литературу в целом как-то нельзя назвать юмористической. Вообще литература как вид искусства, пожалуй, не может носить развлекательный характер. Произведения русских писателей и поэтов - классиков (Толстого, Достоевского, Тургенева, Горького, Ахматовой, Цветаевой, Блока, Пастернака и других) не пестрят шутками, хотя, известно, что в жизни с юмором у большинства из них дело обстояло вполне нормально.

Так, в чём же дело? Видимо, причина проста. У русского человека, задумавшегося хоть раз о смысле сущего, как-то само собой возникает трагическое мироощущение. "Лёгкая" мудрость, способность к оптимизму и осмысленная радость от полноты жизни всё-таки не в традициях русской классики. Почему? Наверное, потому, что сформулировать смысл собственной жизни (даже верующему человеку) бывает очень трудно, а рассказать разным людям об этой самой жизни, с её трагическими изломами, перипетиями, поисками, ошибками, взлётами и падениями, абсурдом и осмысленностью - тяжелее во много раз. Но, может, за всем этим и скрывается тайна духовности русской литературы и загадка русской души?!

Конечно, у нас есть весёлый Пушкин и разный Гоголь, мудро-ироничный Чехов и немного грустный Шварц, неподражаемый Булгаков и остроумный Зощенко, задумчивая Тэффи и пророй искрящийся Саша Чёрный, вечные Ильф, Петров и порой сложный Д. Хармс. Но их тонкий умный юмор часто задумчив, а иногда и печален. Оптимистов и среди сатириков, оказывается, не так много. Думаю, что способность смеяться, когда наворачиваются слёзы, - это особый талант любого человека. А ранимая душа Творца, умеющего улыбнуться, усмехнуться, залиться хохотом или просто рассмеяться, - на мой взгляд, просто подарок Вечности. Сегодня мне хочется поделиться с вами некоторыми такими "подарками".

    Подарок №1. Улыбки классиков.

Улыбка первая.

Начнём с поэта, в последнее время ставшего наиболее нелюбимым. Но творческая Личность, как драгоценный камень - многогранна и неповторима. Поэтому всё-таки рискну. Предлагаю вам отрывок из стихотворения "Ханжа":

Пётр Иванович Васюткин
Бога беспокоит много, -
Тыщу раз, должно быть, в сутки
Упомянет имя бога.
У святоши хитрый нрав, -
Чёрт в делах сломает ногу.
Пару коробов наврав,
Перекрестится: "Ей-богу".
Цапнет взятку - лапа в сале.
Вас считая за осла,
На вопрос: "Откуда взяли?"
отвечает: "Бог послал"...

А вот строки этого же поэта, но уже из более известного стихотворения, которое называется "Любовь" (в нижеприведённом отрывке речь идёт о некоторых мужчинах ):

...То лезут к любой, была бы с ногами.
Пять баб переменит в течение суток.
У нас, мол, свобода, а не моногамия,
Долой мещанство и предрассудок!
С цветка на цветок молодым стрекозлом
порхает, летает и мечется.
Одно ему в мире кажется злом - это алиментщица.
Он рад умереть, экономя треть,
три года судиться рад:
И я, мол, не я, и она не моя, и я вообще кастрат.

Это Маяковский. Один из тех, кто смеялся, чтобы не заплакать. Мне кажется, что если отодвинуть политические убеждения, (что, увы, конечно, не так просто сделать, ибо во многих стихотворениях они проглядывают очень явственно) и вглядеться в песню его стиха, то можно увидеть не "большевистского певца", а, скорее, одинокого, ни на кого не похожего Поэта. Причём, пессимиста, у которого "пожар сердца" так и не погас. А с "пожаром" - то, ох, как трудно улыбнуться бывает...

Улыбка вторая.

А это Поэт - классик, всем классикам классик! Попробуйте отгадать, кто автор этих строчек:

Было года мне четыре,
Как отец сказал:
"Вздор, дитя моё , всё в мире! Дело - капитал!"
И совет его премудрый не остался так:
У родителя наутро я украл пятак....
...Добрый, нежный был родитель,
Но в урочный час
Скрылся в горнюю обитель, навсегда угас!
Я не вынес тяжкой раны, я на труп упал
И, обшарив все карманы, горько зарыдал...

...Подчас войдёт случайно в моду
Поэт, актёр иль музыкант,
Который сам не думал сроду,
Что дал господь ему талант.
Но вот о нём все закричали
И докричались до того,
Что бюст счастливца изваяли,
Великим прозвали его...
А он?.. Он с бюстом чудно сходен:
Он так же точно, как и бюст,
Формально никуда не годен,
Ни в чём не грешен, тих и пуст!

Может, некоторые уже угадали автора этих сатирических строк, современных и остроумных? И если вы угадали, то, действительно, это не кто иной, как Николай Алексеевич Некрасов. Да, да, тот самый, чьи стихи мы заучивали в школе наизусть и кого большинство из нас до сих пор так и считает почему-то только "революционером". А жаль... Кроме вышеприведенных отрывков из стихотворений "Ростовщик" и "Портреты", у Некрасова можно найти довольно много сатирических строчек. ("Нравственный человек", "Современная ода", "Отрывок", "Он у нас осьмое чудо..." и другие).

Улыбка третья.

Следующие, полные доброй иронии, строки, конечно, узнаваемы, и я лишь просто хочу вам напомнить их.

Гм! Гм! Читатель благородный,
Здорова ль ваша вся родня?
Позвольте: может быть, угодно теперь узнать вам от меня,
Что значит именно родные.
Родные люди вот какие: мы их обязаны ласкать,
Любить, душевно уважать и, по обычаю народа,
О рождестве их навещать или по почте поздравлять,
Чтоб остальное время года не думали о нас они...
Итак, дай бог им долги дни!

Конечно, вечный Пушкин в бессмертном "Евгении Онегине". Вообще, по своей ироничной весёлости, оптимизму, радости и даже хулиганству Александр Сергеевич превзошёл многих своих предшественников, современников и потомков. В этом, наверное, и есть тайна его Таланта.

Нет, не такие уж они сухие, далёкие, не близкие нам. Они, как и мы: страдают, стремятся, печалятся, всё понимают, но улыбаются, потому что если не улыбнуться, то и жить невозможно будет.

    Подарок №2. Дон-Аминадо.

"Дон-Аминадо - один из самых выдающихся русских юмористов, строки которого дают художественное наслаждение" (И.А. Бунин). Имя этого человека в 20-30-е годы было очень популярно. (Это сейчас, к сожалению, вопреки открывающимся возможностям, мы всё хуже и хуже знаем свою литературу, которой должны бы гордиться). Мы ещё посвятим творчеству и жизни этого человека отдельную рассылку, а сейчас скажем лишь несколько слов.

Аминад Петрович Шполянский (впоследствии известный под псевдонимом Дон-Аминадо) начал свой творческий путь как сатирик. После революции уехал из России Был очень популярен при жизни. В основном, творил в малых жанрах.

Афористика - древнейший жанр. В России он был известен, в основном, бессмертными перлами Козьмы Пруткова. Благодаря творчеству Шполянского афоризмы вновь приобрели известность. Вот некоторые из них. Может быть, вы с удивлением обнаружите, что какие-то выражения вы не раз уже слышали и просто не знали, что у высказывания есть автор. Итак...

Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.

Чем больше у человека самообладания, тем он гостеприимнее.

Говорить надо афоризмами, получать надо долларами.

И у последнего дурака может быть головная боль.

Когда же бедный человек попросит у вас совета, дайте ему денег. Когда же он попросит денег, не давайте ему советов.

Если у вас действительно есть план спасения России, то оставьте его в черновике и никому не показывайте!

Относитесь к собственной жене так, как будто она не ваша жена, а чужая.

Покидая добрых знакомых, живущих на седьмом этаже, не говорите про них дурно, пока вы не дойдёте до четвёртого.

Когда дружеская беседа начинается распивочно, она кончается навынос.

В нормальной женской биографии до тридцати лет - хронология, после тридцати -мифология.

Ложась животом на алтарь Отечества, продолжайте думать всё-таки головой.

Только находясь в большой толпе и понимаешь, что такое безлюдье.

Причины приводят к вождям, вожди - к последствиям.

Чем пьедестал выше, тем угол падения больше.

Люби человечество сколько тебе угодно, но не требуй взаимности.

Всё покупаем и продаём, кроме своих убеждений. Которые - меняем.

Ну, а напоследок пожелание от Дон-Аминадо и меня:

Живите так, чтобы другим стало скучно, когда вы умрёте.

Всего наилучшего. До встречи!

Leave a Reply